20 фильмов для обязательного просмотра: список Андрея Тарковского

Чтобы научиться разбираться в кино, безусловно, нужно его смотреть. Но не только современное, а прежде всего классику. Старые фильмы — это не обязательно нудный урок истории, они захватывают и поражают не меньше, а часто и больше современных.

Советский режиссер Андрей Тарковский, получивший мировое признание, на своих лекциях выдавал студентам список фильмов для обязательного просмотра.

Мы публикует для вас 20 фильмов из этого списка. Приятного просмотра!

Семь самураев (яп. 七人の侍 / Ситинин-но самурай)

Акира Куросава, 1954

Культовый фильм знаменитого японского режиссера. Эта классическая философская лента о подвиге японских воинов прошла испытание временем и обрела статус признанного шедевра как среди ценителей жанра, так и среди киноманов вообще.

Аталанта (фр. L’Atalante)

Жан Виго, 1934

Житейская история, повествующая о женитьбе капитана баржи «Аталанта» Жана на деревенской девушке Жюльетте и их свадебном путешествии по каналам Франции к Парижу. Фильм смотрится легко благодаря изрядному количеству каламбура и тонкого юмора.

Дневная красавица (фр. Belle De Jour)

Луис Бунюэль, 1967

Картина нежно и плавно завораживает зрителя, дразня его эмоции. Бунюэль плотно переплетает фантазии героини с действительностью, не позволяя зрителю четко увидеть границы. Фильм полон эротических сцен, они придают ему уникальную окраску, без которой его невозможно представить. И молодая Катрин Денев здесь прекрасна.

Земляничная поляна (швед. Smultronstället)

Ингмар Бергман, 1957

78-летний профессор из Стокгольма вместе с женой сына едет на машине на вручение докторской степени, посещая места, связанные с прошлым и встречая разных людей, которые помогают ему оживить свои воспоминания, осознать ошибки и успеть их исправить.

Птицы (англ. The Birds)

Альфред Хичкок, 1963

Даже если вы не поклонник жанра ужасов, вам стоит посмотреть этот фильм. Он действительно красив и загадочен, а внимание к деталям добавляет натуралистичности. Хичкок — признанный мастер саспенса, он медленно, но верно нагнетает атмосферу надвигающегося кошмара, и оторваться от происходящего на экране просто невозможно.

Орфей (фр. Orphée)

Жан Кокто, 1950

Сюжет фильма основан на легенде об Орфее и Эвридике, но перенесен в послевоенную Францию. Инфернальная, завораживающе прекрасная картина Жана Кокто. Смотря кадр за кадром, теряешь ощущение времени и забываешь, что это только кино.

Земля

Александр Довженко, 1930

«Земля» — простой, но при этом потрясающе сильный, эмоциональный и яркий манифест новых надежд ранних советских лет, созданный очень талантливым и самобытным художником. Это история крестьянской семьи, привычный жизненный уклад которой рушится в эпоху коллективизации.

Ночь (итал. La Notte)

Микеланджело Антониони, 1961

Писатель — Джованни, его супруга — Лидия. Потемки творческого кризиса, закат чувств, сумерки привычек… Близкий друг, умирающий в больнице… Бессильные поиски просвета: тьма воспоминаний, ночной ресторан, богатая ночная вечеринка. И утренний «ливень» отчаяния, откровений и откровенности…

Восемь с половиной (итал. 8½ / Otto e mezzo)

Федерико Феллини, 1963

Глубокое, искреннее, сюрреалистичное, гениальное кино. Потрясающий сценарий, раскрывающий суть терзаний самого Феллини. Фильм о поэтичности творческого процесса режиссера: кризис, поиск, каверзы воображения, тупики и неразрывный поток субъективного и объективного.

Девичий источник (швед. Jungfrukällan)

Ингмар Бергман, 1960

Картина Бергмана снята по скандинавской легенде XIV века. Немного страшный, средневековый, величественный и бесконечно талантливый фильм. «Девичий источник» — один из тех фильмов, что возбуждает неописуемые эмоции даже спустя некоторое время после просмотра.

Сказки туманной луны после дождя (яп. 雨月物語 / Угэцу-моногатари)

Кэндзи Мидзогути, 1953

Во время гражданской войны в Японии бедный горшечник получает шанс подзаработать: его горшки на удивление хорошо продаются. Заработок вызывает азарт, быстро переходящий в одержимость… Эта мистическая притча, будучи одним из самых известных японских кайданов, получила Серебряного льва на фестивале в Венеции.

Цвет граната

Сергей Параджанов, 1968

Фильм удивительно красив и снят как непрерывное течение поэтических ассоциаций. В картине описывается жизнь средневекового армянского поэта Саят-Новы, начиная с его детства и заканчивая смертью. Не зря Параджанова называли авангардистом: фильм получился нетривиальным, особенно для советского времени.

Психо (англ. Psycho)

Альфред Хичкок, 1960

О фильме уже давным-давно сказано всё, что нужно. Хорошие съёмки, хороший сюжет, хорошая игра актёров. Саундтрек сводит с ума не меньше, чем сам фильм. Музыка в фильме очень напряженная, она передает состояние тревожного ожидания и предчувствия чего-то ужасного.

«Хиросима, любовь моя» (фр. Hiroshima mon amour / Иросима мон-амур, яп. 二十四時間の情事 / Ёндзикан-но дзёдзи / «24-часовой роман»)

Ален Рене, 1959

В центре сюжета короткая история любви французской киноактрисы и японского архитектора в послевоенной Хиросиме. В картине все поставлено спокойно и уравновешенно, но боль и горечь чувствуется ярко и четко. Это кино, которое можно пересматривать и через десятилетия.

Великая иллюзия (фр. La grande illusion)

Жан Ренуар, 1937

Первая мировая война. Двое летчиков попадают в лагерь для военнопленных, где объединяются в работе над тоннелем для побега. Война — самая противоестественная вещь на свете, и в картине Ренуара показана сложная психологическая и социальная картина тех далеких лет.

Жить (яп. 生きる / Икиру)

Акира Куросава, 1952

Старик, узнавший о скорой кончине, с мыслью, что жизнь прожита зря, решает построить детскую площадку на месте пустыря. На пути к своей цели он проходит все круги бюрократического ада. Фильм одновременно и простой, и сложный: Куросава сделал его максимально понятным зрителю, однако вопросы, затрагивающиеся в нем, не имеют легкого решения.

Дыра (фр. Le trou)

Жак Беккер, 1960

Молодой Гаспар, ожидающий решение суда, попадает в камеру к четырем приятелям, задумавшим побег. И вот уже пять человек ломают стену в тюремном подземелье, день за днем увеличивая дыру и приближая себя к долгожданной свободе… Очень увлекательная и мастерски поставленная криминальная драма держит в напряжении до конца.

Виридиана (исп. Viridiana)

Луис Бунюэль, 1961

Дядя Виридианы очень хочет видеть ее в своем замке до того, как она пострижется в монахини. На самом деле он давно влюблен в свою племянницу. Эта cтрасть так потрясает девушку, что она принимает решение не возвращаться в монастырь. Прекрасно снятая картина в целом задает больше вопросов, чем дает ответов, как и положено великим произведениям мирового кинематографа.

Страсти Жанны д’Арк (фр. La passion de Jeanne d’Arc)

Карл Теодор Дрейер, 1928

Фильм снят очень необычно: почти все время мы наблюдаем за эмоциями на лице Жанны д’Арк, которое показывается крупным планом. Но все актеры в картине изумительны: ненависть, отчаяние, сострадание, мука, надежда, коварство — прожить все это настолько реалистично кажется невозможным. Кино для своего времени просто шедевральное.

Седьмая печать (швед. Det Sjunde Inseglet)

Ингмар Бергман, 1957

В середине XIV века рыцарь Антониус Блок и его оруженосец возвращаются после десяти лет крестовых походов в родную Швецию. Блок устал от жизни и не видит вокруг себя ничего, ради чего стоило бы продолжать свое существование. Несмотря на мрачный символизм, фильм на редкость живой и наполненный тонким юмором, он вполне может стать мотивацией к действию.

отсюда

22.12.2015